**** Урок 01 - Unesma Leciono *********************************************** Существительные:--------------------------------------------------------------- Имена существительные -- это слова обозначающие предметы, явления, понятия, которые можно видеть, слышать, трогать и которым можно дать название [То есть, как учили в школе - слова, которые отвечают на вопрос КТО? и ЧТО?]: стол, стул, человек, кошка. В Ido существительные легко узнать по окончанию -o: kato (кошка), hundo (собака), tablo (стол). Неопределенный артикль:-------------------------------------------------------- В Ido, нет неопределенного артикля. Но есть определенный, и потому существи- тельное без артикля заключает в себе некоторую неопределенность Определенный артикль:---------------------------------------------------------- В Ido есть определенный артикль 'la': matro - мать (вообще или любая); la matro - мать (определенная, о которой уже говорилось или отличная от других) [от переводчика: При изучении и применении Ido русским важно приучить себя к употреблению определенного артикля. Старайтесь употреблять его везде, где это только не противоречит смыслу. Я буду обозначать его в русских переводах знаком (*) Вместо него можно поставить слова: этот, тот, эта, та, эти, те, и так далее. У Пушкина есть хороший пример, где слово "дуб" сначала употреблено в неопределенной форме а затем в определенной: У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе ТОМ. ...] Es:---------------------------------------------------------------------------- В Ido слово 'es' обозначает глагол есть (является). Это как в древнерусском: Аз есмь царь; ты еси боярин; они суть холопы. Или английские 'is'/'am'/'are'. Но в Ido все они имеют форму 'es'. /Заметьте/ 'Es' это короткая форма от 'esas', Форма 'es' более удобная, а 'esas' более общая. Учащийся может употреблять любую из этих форм на свой выбор. Выучите следующие слова:------------------------------------------------------ buxo - коробка, domo - дом, gardeno - сад, hundo - собака, kato - кошка, muso - мышь, tablo - стол, es - есть, me - я/меня, vu - Вы (ед. число), yuno - подросток , yunulo - мальчик, yunino - девочка, en - в, sub - под, sur - на, la - (опр. арт.) Exempli:---------------------------------------------------------------------- Маша девочка.- Masha es yuno. // Masha es yunino. Саша мальчик. - Sasha es yuno. // Sasha es yunulo. Дом (находится) в саду. - La domo es en la gardeno. Я (нахожусь) в (*) саду. - Me es en la gardeno. Я (нахожусь) в (*) доме. - Me es en la domo. Вы (ед. число) (находитесь) в (*) доме. - Vu es en la domo. Вы (ед. число) под (*) столом. - Vu es sub la tablo. Собака на (том) столе в (*) доме. - Hundo es sur la tablo en la domo. Рэкс собака. - Rex es hundo. Барсик кот. - Barsik es kato. (*)Собака в (*) доме. - La hundo es en la domo. (*) Кот на (*) столе. - La kato es sur la tablo. (*) Коробка под (*) столом. - La buxo es sub la tablo. (*) Кот на (*) коробке. - La kato es sur la buxo. (*) Мышь в (*) доме. - La muso es en la domo. (*) Мышь в (*) коробке. - La muso es en la buxo. (*) Мышь под (*) столом. - La muso es sub la tablo. Глаголы - Настоящее время:----------------------------------------------------- Глаголы это чслова, обозначающие чье-либо действие [То есть как учили в школе - слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?]: глядит, читает, трогает. В Ido глаголы настоящего времени легко узнать по окончанию -AS. Me vidas la hundo. - Я вижу (*) собаку. Vu tushas la kato. - Вы трогаете (*) кота. Ed/e:-------------------------------------------------------------------------- Союз "и" в Ido 'ed', но конечное 'd', которое является частью корня, часто опус- кается если следующее слово начинается на согласный звук. Это Ваше дело, какую форму употреблять. На практике большинство Идистов употребляют 'e' перед соглас- ными и 'ed' перед гласными. Подобное употребление характерно и для слов: a/ad, o/od, ka/kad, которые Вы изучите позже. Vortaro (Словарь):------------------------------------------------------------- drinkas - пьет, havas - имеет, lektas - читает, manjas - ест, prizas - любит (ему нравится), promenas - гуляетs/прогуливается, regardas - смотрит (на), e/ed - и, tushas - трогает, vidas - видит, aquo - вода, fenestro - окно, lakto - молоко, libro - книга, pomo - яблоко, pordo - дверь, stulo - стул Exempli:-------------------------------------------------- У меня есть собака. - Me havas hundo. Я вижу (*) собаку. - Me vidas la hundo. (*)Собака видит меня. - La hundo vidas me. Я люблю (*) собаку. - Me prizas la hundo. Я люблю молоко. - Me prizas lakto. У (*) собаки есть молоко. - La hundo havas la lakto. (*) Кот пьет (*) молоко. - La kato drinkas la lakto. Вы (ед. ч.) пьете молоко. - Vu drinkas la lakto. Я меня есть яблоко. - Me havas la pomo. Я ем (*) яблоко. - Me manjas la pomo. (*) мальчик/девочка ест яблоко. - La yuno manjas la pomo. Я смотрю на (*) мышь. - Me regardas la muso. (*) Мышь видит воду. - La muso vidas la aquo. (*) Мышь ест (*) книгу. - La muso manjas la libro. (*) Книга на (*) столе. - La libro es sur la tablo. Вы читаете (*) книгу. - Vu lektas la libro. (*) Кот смотрит на меня. - La kato regardas me. (*) Кот смотрит на (*) дверь. - La kato regardas la pordo. Вы трогаете (*) дверь. - Vu tushas la pordo. (*) Кот трогает (*) окно. - La kato tushas la fenestro. Я троаю (*) окно. - Me tushas la fenestro. Я прогуливаюсь в (*) саду. - Me promenas en la gardeno. Вы и собака гуляете в (*) саду. - Vu e la hundo promenas en la gardeno. (*) Стол и (*) стул в (*) доме. - La tablo e la stulo es en la domo. Vortaro:- Словарь ---------------------------------------------------------- Bona jorno - Добрый день Til rivido - До свидания (до новой встречи) Quale vu standas? - Как поживаете? Tre bone danko - Очень хорошо, спасибо. Теперь, если вы ыстетите другого Идиста, Вы сможете переброситься с ним парой слов. Konversado:-Разговор(Беседа) -- Это разговор между Петром (P) и Машей (M). --- P: Bona jorno! M: Bona jorno! P: Quale vu standas? M: Tre bone, danko. Quale vu standas? P: Tre bone, danko. M: Til rivido! P: Til rivido! Exerco:- Упражнение ------------------------------------------------------------- 1) Попрактикуйтесь в разговорных фразах. 2) Думайте на Ido о тех вещах какие знаете: Прикоснитесь к двери и скажите себе, 'Me tushas la pordo'; читайте книгу и говорите 'Me lektas libro'; и т. д. используя все изученные слова. 3) Читайте все упражнения по Ido в уроке столько раз сколько возможно. ================================================================================= (*) Знак обозначающий место определенного артикля. Вместо него можно поставить слова: этот, тот, эта, та, эти, те, и так далее там где это нужно.