**** Урок 01 - Unesma Leciono ***********************************************

Существительные:---------------------------------------------------------------
Имена существительные -- это слова обозначающие предметы, явления, понятия, 
которые можно видеть, слышать, трогать и которым можно дать название [То есть,
как учили в школе - слова, которые отвечают на вопрос КТО? и ЧТО?]: стол, 
стул, человек, кошка. В Ido существительные легко узнать по окончанию -o:  
kato (кошка), hundo (собака), tablo (стол).
 
Неопределенный артикль:--------------------------------------------------------
В Ido, нет неопределенного артикля. Но есть определенный, и потому существи-
тельное без артикля заключает в себе некоторую неопределенность

Определенный артикль:----------------------------------------------------------
В Ido есть определенный артикль 'la':  matro - мать (вообще или любая);
la matro - мать (определенная, о которой уже говорилось или отличная от других)

[от переводчика: При изучении и применении Ido русским важно приучить себя к 
употреблению определенного артикля. Старайтесь употреблять его везде, где это 
только не противоречит смыслу. Я буду обозначать его в русских переводах знаком
(*) Вместо него можно поставить слова: этот, тот, эта, та, эти, те, и так далее. 
У Пушкина есть хороший пример, где слово "дуб" сначала 
употреблено в неопределенной форме а затем в определенной:

У Лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе ТОМ.
...]

Es:----------------------------------------------------------------------------
В Ido слово 'es' обозначает глагол есть (является). Это как в древнерусском:
Аз есмь царь; ты еси боярин; они суть холопы. Или английские 'is'/'am'/'are'.
Но в Ido все они имеют форму 'es'.

/Заметьте/
'Es' это короткая форма от 'esas', Форма 'es' более удобная, а 'esas' более
общая. Учащийся может употреблять любую из этих форм на свой выбор.

Выучите следующие слова:------------------------------------------------------
buxo - коробка,  domo - дом,  gardeno - сад,  hundo - собака,  kato - кошка,
muso - мышь,  tablo - стол,  es - есть,  me - я/меня,  vu - Вы (ед. число),
yuno - подросток ,  yunulo - мальчик,  yunino - девочка,  en - в, sub - под,
sur - на,  la - (опр. арт.)

Exempli:----------------------------------------------------------------------
Маша девочка.- Masha es yuno. // Masha es yunino.
Саша мальчик. - Sasha es yuno. // Sasha es yunulo.
Дом (находится) в саду. - La domo es en la gardeno.
Я (нахожусь) в (*) саду. - Me es en la gardeno.
Я (нахожусь) в (*) доме. - Me es en la domo.
Вы (ед. число) (находитесь) в (*) доме. - Vu es en la domo.
Вы (ед. число) под (*) столом. - Vu es sub la tablo.
Собака на (том) столе в (*) доме. - Hundo es sur la tablo en la domo.
Рэкс собака. - Rex es hundo.
Барсик кот. - Barsik es kato.
(*)Собака в (*) доме. - La hundo es en la domo.
(*) Кот на (*) столе. - La kato es sur la tablo.
(*) Коробка под (*) столом. - La buxo es sub la tablo.
(*) Кот на (*) коробке. - La kato es sur la buxo.
(*) Мышь в (*) доме. - La muso es en la domo.
(*) Мышь в (*) коробке. - La muso es en la buxo.
(*) Мышь под (*) столом. - La muso es sub la tablo.

Глаголы - Настоящее время:-----------------------------------------------------
Глаголы это чслова, обозначающие чье-либо действие [То есть как учили в школе -
 слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?]: глядит, читает, трогает. 
В Ido глаголы настоящего времени легко узнать по окончанию -AS.
Me vidas la hundo. - Я вижу (*) собаку.
Vu tushas la kato. - Вы трогаете (*) кота.

Ed/e:--------------------------------------------------------------------------
Союз "и" в Ido 'ed', но конечное 'd', которое является частью корня, часто опус-
кается если следующее слово начинается на согласный звук. Это Ваше дело, какую
форму употреблять. На практике большинство Идистов употребляют 'e' перед соглас-
ными и 'ed' перед гласными. Подобное употребление характерно и для слов:  a/ad,
o/od, ka/kad, которые Вы изучите позже.

Vortaro (Словарь):-------------------------------------------------------------
drinkas - пьет,  havas - имеет,  lektas - читает,  manjas - ест, prizas - любит
(ему нравится),  promenas - гуляетs/прогуливается,  regardas - смотрит (на),
e/ed - и, tushas - трогает,  vidas - видит,  aquo - вода,  fenestro - окно,
lakto - молоко,  libro - книга,  pomo - яблоко,  pordo - дверь,  stulo - стул

Exempli:--------------------------------------------------
У меня есть собака. - Me havas hundo.
Я вижу (*) собаку. - Me vidas la hundo.
(*)Собака видит меня. - La hundo vidas me.
Я люблю (*) собаку. - Me prizas la hundo.
Я люблю молоко. - Me prizas lakto.
У (*) собаки есть молоко. - La hundo havas la lakto.
(*) Кот пьет (*) молоко. - La kato drinkas la lakto.
Вы (ед. ч.) пьете молоко. - Vu drinkas la lakto.
Я меня есть яблоко. - Me havas la pomo.
Я ем (*) яблоко. - Me manjas la pomo.
(*) мальчик/девочка ест яблоко. - La yuno manjas la pomo.
Я смотрю на (*) мышь. - Me regardas la muso.
(*) Мышь видит воду. - La muso vidas la aquo.
(*) Мышь ест (*) книгу. - La muso manjas la libro.
(*) Книга на (*) столе. - La libro es sur la tablo.
Вы читаете (*) книгу. - Vu lektas la libro.
(*) Кот смотрит на меня. - La kato regardas me.
(*) Кот смотрит на (*) дверь. - La kato regardas la pordo.
Вы трогаете (*) дверь. - Vu tushas la pordo.
(*) Кот трогает (*) окно. - La kato tushas la fenestro.
Я троаю (*) окно. - Me tushas la fenestro.
Я прогуливаюсь в (*) саду. - Me promenas en la gardeno.
Вы и собака гуляете в (*) саду. -
Vu e la hundo promenas en la gardeno.
(*) Стол и (*) стул в (*) доме. - La tablo e la stulo es en la domo.

Vortaro:- Словарь ----------------------------------------------------------
Bona jorno - Добрый день
Til rivido - До свидания (до новой встречи)
Quale vu standas? - Как поживаете?
Tre bone danko - Очень хорошо, спасибо.

Теперь, если вы ыстетите другого Идиста, Вы сможете переброситься с ним 
парой слов.
Konversado:-Разговор(Беседа)  -- Это разговор между Петром (P) и Машей (M). ---
P: Bona jorno!
M: Bona jorno!
P: Quale vu standas?
M: Tre bone, danko. Quale vu standas?
P: Tre bone, danko.
M: Til rivido!
P: Til rivido!

Exerco:- Упражнение -------------------------------------------------------------
1) Попрактикуйтесь в разговорных фразах.
2) Думайте на Ido о тех вещах какие знаете: Прикоснитесь к двери и скажите себе,
'Me tushas la pordo'; читайте книгу и говорите 'Me lektas libro'; и т. д. 
используя все изученные слова.
3) Читайте все упражнения по Ido в уроке столько раз сколько возможно.
=================================================================================
(*) Знак обозначающий место определенного артикля. Вместо него можно поставить слова:
этот, тот, эта, та, эти, те, и так далее там где это нужно.